Yamaha DTX-Multi 12

Компания Yamaha, успешно конкурирующая с Roland на рынке электронных ударных по модулям и установкам, как-то все время отставала от нее в мультипэдах. То есть, мультипэды-то компания производила в избытке, но были они какими-то игрушечными, с выраженными признаками "самоиграечности": встроенными динамиками и батарейным питанием.

История мультипэдов компании Yamaha началась в 1988 году с устройства DD5, положившего начало серии DD (на год позже аналогичного Roland PAD5) и представлявшего собой комбинацию четырех круглых пэдов, звукового модуля и ритм-машины с тридцатью пресетными рисунками, возможностью вставки вступления/брейка, 12 ударных инструментов. Устройство имело MIDI-выход, десятисантиметровый динамик, питалось от батареек или от опционального адаптера.

Вслед за первенцем в том же году свет увидел странное наременное устройство DD10: с полудинамическими пэдами (производили только два уровня сигнала: максимальный и половинный), восемью маленькими и двумя совсем крошечными круглыми, на которых следовало играть пальцами. Смех смехом, но устройство кроме пресетной ритм-машины (97 паттернов) и 26 барабанных звуков имело MIDI-вход, возможности синхронизации с темпом ведущего устройства, вставки вступлений, брейков и дроби, две педали, которыми можно было вызывать звуки закрытого хета и бас-барабана. Знакомый музыкант рассказывал, что видел использование такого мультипэда барабанщиком в ресторане: "Представляешь, сидит такой на сцене, под ним стул, на коленках фигня эта пластмассовая, по которой он молотит руками, а ногами по полу топает. Не сразу разобрал, что на полу — крохотные педальки, их под ботинками не видно. Смешно, но прикинь, звучало это безобразие вполне нормально. Правда, и барабанщик был ничего себе, я его знаю...". Разумеется, следует сделать поправку на время, тогда электронные ударные были в диковинку, а пулеметные нединамические дроби — одним из признаков новой стилистики.

С тех пор компания выпустила более полутора десятков моделей мультипэдов: от совсем игрушечного DD390 (1993), не имевшего даже MIDI, до навороченных DD55C (2003) и DD65 (2007) размером с крупный поднос прихотливой формы.

И только в 2009 году компанией был выпущен первый мультипэд в профессиональном секторе: DTX-Multi 12.

КомпоновкаМультипэд DTX-Multi 12 имеет корпус черного цвета габаритами 345 х 319 х 96 мм и весит 3,3 кг. Большую часть верхней панели занимают шесть темно-серых резиновых пэдов, каждый из которых имеет размеры 110 x 110 мм, и шесть прямоугольных, "брусочных" пэдов размером 110 x 30 мм, полукруглого сечения. Пэды мягкие, с рифленой поверхностью. Нижний ряд пэдов горизонтальный, верхний расположен на 15 мм выше и слегка наклонен вперед. Брусочные пэды несколько выступают над примыкающими к ним прямоугольными, что, в общем, эргономично, поскольку позволяет играть по ним как головкой, так и плечом палочки.

ПанелиПанель управления расположена перед пэдами и ощутимо, градусов под 45, наклонена вперед. На ней слева направо находятся вращаемый регулятор уровня, жидкокристаллический дисплей (две строки по 16 символов) и блок розовых светодиодных индикаторов активности пэдов: 12 квадратных индикаторов и шесть прямоугольных, расположенные в соответствии с размещением пэдов устройства, плюс один прямоугольный индикатор находится ниже остальных и предназначен для индицирования активности внешних пэдов, педального переключателя и педали хета. Далее идут мелкие кнопки: MIDI (служит для включения режима соответствующих настроек и функции Cubase Remote) и Voice (включает режим настройки звука), а ниже — ряд из четырех кнопок двойного назначения (вторая функция исполняется при нажатой кнопке Shift): Kit (редактирование ударной установки и включение обхода ее эффектов), Ptn (включает режим редактирования паттерна или запись секвенсора), Wave (включает режимы настройки или импортирования звуковых файлов), Utility (дает доступ к служебным функциям или к режиму настройки триггеров). Круглая кнопка метронома, помимо его включения и выключения, используется для задания темпа набиванием с пэдов (с нажатой кнопкой Shift). Сигнал метронома можно вывести как на все выходы, так и только на наушники.

Также на панели находятся девять служебных кнопок: Exit, Shift, Enter, Store, три мелкие кнопки перемещения курсора (влево, вправо, вниз/вверх) и две самые крупные кнопки панели — Dec "минус" и Inc "плюс", меняющие значение редактируемого параметра.

Органы управления для защиты от случайного нажатия панели можно заблокировать комбинацией кнопок Shift + Enter.

Также функциями панельных кнопок можно управлять из входящего в комплект компьютерного секвенсора Cubase с помощью функции Cubase Remote (запускать/останавливать запись и воспроизведение, перематывать композицию и возвращаться в ее начало, уменьшать/увеличивать на единицу выбранный параметр).

Часть кнопок имеет зеленую подсветку, часть — розовую, а служебные кнопки — белые, без подсветки. Причем, нужно отметить, что бледно-зеленый цвет подсветки кнопок, хорошо сочетающийся с бледно-розовой подсветкой других кнопок и индикаторов пэдов, заметно диссонирует с травянисто-зеленой подсветкой дисплея. Вроде, мелочь, но напрягает.

На задней панели расположены кнопка включения питания, гнездо кабеля питания и кнехт для его фиксации, два MIDI-разъема (выход и вход), гнездо для педального переключателя, гнездо педали хета, три гнезда для внешних пэдов (гнездо 13 готово работать с трехзонными пэдами, гнезда 14/15 и 16/17 — с двумя однозонными каждое), гнездо для внешнего источника звука Aux In с вращаемым регулятором чувствительности Gain, пара выходных гнезд, гнездо для наушников с вращаемым регулятором уровня.

Педальным переключателем можно переключать пэтчи, включать метроном, менять и задавать темп, а также можно назначить на него звук или MIDI-сообщение типа Control Change. Кроме того, у входа для педального переключателя есть еще одна полезная функция: если к нему подключить педаль хета HH65 и выбрать ее в настройках, то педаль можно использовать для динамической игры назначенным звуком. Это особенно интересно для бас-барабана.

Есть возможность изменять чувствительность функции "сплеш" при игре этим приемом на педали хета.

Питается инструмент от внешнего двенадцативольтного адаптера (входит в комплект).

На левой боковой панели в углублении находятся два порта USB: один предназначен для накопителей, другой — для обмена MIDI-сообщениями с компьютером.

На нижней панели устройства есть углубление с четырьмя резьбовыми отверстиями для адаптера стойки (входит в комплект) и четыре квадратные ножки.

Звуки и инструментыНа каждый пэд назначается звук инструмента, содержащий до четырех слоев, которые могут звучать одновременно (режим Stack), поочередно при каждом следующем ударе (режим Alternate) или одним ударом включаться, а следующим выключаться (режим Hold).

Для каждого встроенного пэда есть пять пресетов чувствительности триггера (три для игры палками и две — руками) и возможность произвольной пользовательской настройки. Для внешних пэдов есть 28 пресетных типов триггера, соответствующих пэдам компании. Для всех пэдов есть возможность выбора динамической кривой (пять типов), уровня подавления перекрестных помех и двойного срабатывания, диапазона динамики, времени перезапуска, группы взаимного игнорирования сигналов определенных пэдов. Настройки пэда можно сохранять и применять к другому пэду.

Всего в мультипэде 1061 ударный инструмент: бас-барабаны (90), малые барабаны (127), томы (76), хеты (47), тарелки (51), электронная перкуссия (87), кубинская перкуссия (103), бразильская перкуссия (55), индийская перкуссия (62), японская перкуссия (30), африканская и арабская перкуссия (62), оркестровая перкуссия (79), природные звуки (44), звуки под названием "Electric" (63; тутти классических, этнических и прочих оркестров, множество скретчей, аплодисменты, стрельба и т. п.), голосовая имитация ударных (85). В арсенал мультипэда среди перечисленного входят звуки классических электронных инструментов компании Yamaha: ритм-машин RX5 (модели H, M, L, ML) и RX11.

Также есть 216 мелодических инструментов (88 обычных плюс набор из 128 инструментов General MIDI).

У каждого инструмента можно послойно изменять уровень, высоту тона, частоту среза низкочастотного фильтра, резонанс, формировать огибающую, меняя время атаки, спада и окончательного спада, изменять уровень посыла на эффекты (отдельно на вариативный эффект, реверберацию и хорус), панорамирование.

Кроме встроенных звуков устройство позволяет импортировать и использовать звуковые файлы форматов AIF и WAV, которые помимо назначения на пэды можно переименовывать, нормализовывать, обрезать, устанавливать маркеры начала и конца воспроизведения и определять, как находящийся между ними фрагмент будет воспроизводиться: разово или циклически. Есть опция просмотра оставшейся памяти. Общий объем волновой памяти мультипэда 100 Мб, для семплированных или импортированных файлов выделено 64 Мб. При этом объем каждого монофайла не должен превышать 2 Мб, а стереофайла — 4 Мб.

Полифония составляет 64 голоса, что перекрывает все потребности, возникающие при использовании подобных устройств.

ЭффектыВ DTX-Multi 12 есть три процессора эффектов, которые позволяют выбирать алгоритм обработки отдельно для каждой ударной установки и регулировать уровень эффекта для каждого слоя инструментов: ревербератор, хорус и вариационный. При этом некоторые алгоритмы можно использовать в разных процессорах, например, фленджеры доступны как в вариационном процессоре, так и в хорусе. Также среди алгоритмов есть компрессоры, эквалайзеры, энхансер, фейзеры, спикосимуляторы, дисторшны, вау, автопанеры, тремоло, имитаторы вращения динамиков, дилеи, хорусы, ревербераторы (девять типов, включая реверсированный и с гейтом). В зависимости от типа эффекта настраиваются разные параметры, которые сохраняются в пэтче.

Кроме того, есть общий пятиполосный мастер-эквалайзер, настройки которого (уровень и ширина полосы, тип фильтра) не сохраняются вместе с ударной установкой.

СеквенсорФразовый секвенсор мультипэда однодорожечный, имеет функцию записи в реальном времени, темп от 30 до 300 ударов, разрешение до 480 долей в четверти, возможность сохранения до 152 тысяч нот. Есть функция квантизации длительностями 1/16, 1/8 и 1/4, а также триольные варианты — 1/12 и 1/24.

Возможности редактирования очень скромные: фразу (паттерн) можно перезаписать (полностью), скопировать, объединить или обменять с другой, стереть, именовать и переименовать, импортировать (формат SMF). Фразу можно воспроизводить циклически (однократно или многократно), на каждую фразу можно назначить свой набор инструментов. Фразы можно назначать на пэды, запускать и останавливать ударом по ним. Есть 128 заводских фраз (включая три демонстрационные) и 50 пользовательских.

Кроме того, в комплект входит диск с секвенсором Steinberg Cubase AI 5.

ПэтчиНабор ударных устройства состоит из всех установок параметров внутренних и внешних пэдов и настроек эффектов. Таких пэтчей 50 заводских и 200 пользовательских, их можно изменять, сохранять, копировать, обменивать (вставлять данные одного пэтча в другой).

Для каждого встроенного пэда можно выбрать категорию (шесть типов, от игры палками до игры пальцами). При подключении внешнего пэда нужно выставить его тип (предлагаются 30 вариантов: семь барабанных пэдов, десять тарелочных и 13 акустических триггеров). Поддерживаются как одно- и двухзонные пэды, так и трехзонные типа PCY130SC и PCY150S. Для всех пэдов можно изменять чувствительность (Input Gain), кривую динамики (Velocity Curve, пять вариантов), диапазон динамики (Velocity Range), время, в течение которого для предотвращения двойных срабатываний игнорируется следующий удар (Reject Time). В целях отстройки от перекрестных помех, могут осуществляться как общая отстройка пэда (Global Crosstalk), так и индивидуальная отстройка (Individual Crosstalk). Настройке триггеров пэда можно присвоить название, ее можно скопировать, заменить ей настройку другого пэда.

На накопитель USB можно сохранить все установки мультипэда, звуковые файлы и другие данные.

ВыводыПо моему мнению, первый профессиональный мультипэд фирме Yamaha удался. Страничная организация управления мультипэдом, довольно логична, но она, на мой взгляд, была бы более удобна в сочетании с графическим, а не двухстрочным дисплеем.

Основными конкурентами для DTX-Multi 12 являются мультипэды Roland SPD-S (см. статью) и заменяющий его в настоящий момент SPD-SX, которые близки по возможностям, звучанию и цене (SPD-S — дешевле), тоже имеют обычные и брусочные пэды. Преимуществом роландовских моделей является микрофонный/линейный вход для семплирования в самом устройстве (что в некоторых случаях очень удобно), а у SPD-SX еще и графический дисплей. Но у них меньше брусочных пэдов (всего три), а обычные пэды одноуровневые. Так что уникальная двухэтажная конструкция DTX-Multi 12 для некоторых музыкантов может быть предпочтительней одноэтажной роландовской.