Roland VP7

Процессор VP7 представляет собой специализированный вокальный звуковой модуль. Он позволяет создавать полноценные хоровые партии, подголоски бэк-вокала, а также работает как классический вокодер. Процессор можно использовать, даже не обладая способностями к пению. Ему достаточно, чтобы нужные слова просто проговаривали в микрофон. А интонированием и темброобразованием займется сам модуль, нужно лишь подключить к нему MIDI-клавиатуру или секвенсор. Он работает в однотембральном режиме, полифония же составляет 64 ноты, что гарантированно превышает все мыслимые потребности при написании хоровых партий. Аппарат имеет размеры 240 х 140 х 60 мм и весит всего 0,8 кг.

Как это работаетЕсли обобщить, то в VP7 можно выделить три функциональные составляющие. Во-первых, процессор способен работать в качестве звукового модуля с встроенными хоровыми звуками. В этом случае достаточно подключить к нему MIDI-клавиатуру и играть. Во-вторых, он позволяет заниматься моделированием вокала. То есть, вы поете (или говорите) в подключенный к процессору микрофон, одновременно нажимая клавиши на MIDI-клавиатуре. В этом случае VP7 генерирует на выходе звук, образованный встроенными вокальными моделями (тембрами), которыми управляет ваш голос. В качестве несущего сигнала используются как явно синтетические звуки (вокодер), так и семплы различных натуральных хоров. Подобный метод звукообразования компания Roland использовала, в частности, в расширенных версиях синтезатора V-Synth (опция VC2, Vocal Designer), а также в синтезаторе VP770. Ну и, в-третьих, VP7 может работать в качестве своеобразного гармонайзера, добавляя к вашему голосу другие голоса, дополняя его до дуэта или трио.

Для управления всем звуковым хозяйством на лицевой панели есть четыре потенциометра, девять кнопок и один светодиодный индикатор, и больше ничего (рис. 1). Кнопки позволяют выбрать тот или иной тип звукообразования, а ручками регулируется громкость той или иной составляющей звука. Mic — регулятор уровня микрофонного сигнала. Рядом с ним расположен светодиодный индикатор. Harmony — это регулятор баланса между прямым микрофонным сигналом и звуком, который создал сам VP7, то есть синтезированным вокалом. Ambience — это смешанный регулятор уровня реверберации и эхо. При повороте от нулевого до среднего положения усиливается реверберация. Далее, от средней отметки до максимума, к создаваемому эффекту добавляется еще и задержка. Ее уровень увеличивается при приближении движка потенциометра к крайнему правому положению. Ручкой Volume регулируется общий уровень выходного сигнала. Прямо под ней находится кнопка байпаса, отключающая звук, сформированный модулем. На выход в этом случае проходят только сигналы с микрофонного и линейного входов. Остальные кнопки позволяют выбирать рабочие режимы VP7 и включать звуковые пресеты.

Процессор VP7 имеет небольшое количество коммутационных разъемов (рис. 2): комбинированный микрофонный вход (XLR-джек) с отключаемым фантомным питанием для конденсаторных микрофонов, MIDI-вход на стандартном разъеме DIN5, нерегулируемый линейный звуковой вход на миниджеке, пару звуковых выходов на джеках. Еще есть разъем для стандартного педального переключателя, но педаль здесь работает только в качестве включателя байпаса, она дублирует кнопку на лицевой панели. На задней панели находится также маленькая ручка подстройки высоты тона (438-442 Гц), текущее значение показывается индикатором на передней панели. Аппарат питается от идущего в комплекте адаптера. Гнездо для него и кнопка включения также расположены на тыльной панели. Разъем для наушников (миниджек) выведен на переднюю панель.

Вообще, VP7 имеет три режима работы: вокодер, хоровые вариации, вокальный дизайнер. Наиболее просто пользоваться классическим вокодером, который имеет три пресета, то есть три разных тембра. Для его включения нужно просто нажать кнопку Vocoder, и все. На ней зажигается подсветка, обозначая активацию режима. Для переключения тембров нужно нажимать кнопку последовательно, несколько раз. Индикатор при этом циклически меняет цвет: красный, зеленый, оранжевый. Два первых пресета — полифонические. У одного из них тембр жесткий, с отчетливой артикуляцией звуков ("быстрая" огибающая синтезирующих фильтров). У второго пресета отклик более мягкий, им хорошо играть не только соло, но и аккорды. Третий, "оранжевый" пресет, работает только в одноголосном режиме и генерирует прозрачный и подвижный тембр, идеально подходящий для исполнения сольных партий.

Линейка из семи кнопок в секциях Human Voice и Vocal Designer используется для работы с двумя другими режимами. Один из них называется Variation (вариации). В качестве несущего сигнала здесь используется не синтезаторный тембр, а вокальные (точнее, хоровые) семплы. Но с исполнительской точки зрения режим вариаций идентичен режиму вокодера. Нужно петь или говорить в микрофон, и одновременно нажимать клавиши подключенной клавиатуры. Тогда VP7 будет петь одним из "зашитых" хоровых голосов, но с вашей артикуляцией. Любой из семи хоровых пресетов вызывается нажатием одной из кнопок, только в данном случае не нужно смотреть на надписанные там обозначения, поскольку они соответствуют другому режиму работы.

Под первой кнопкой, Female Choir, в действительности скрывается смешанный хор, или, точнее, составной. Женские и мужские партии в нем обрабатываются раздельно, причем мужчины панорамированы влево, женщины — вправо. В нижнем диапазоне звучат преимущественно мужские голоса, в верхнем — женские.

Вторая кнопка вызывает звучание хора мальчиков, причем имитируются одновременно голоса и более старших детей (панорама — влево), и более младших (справа).

Третий хор называется Classic и имеет аккуратное, полновесное и "округлое" звучание. Четвертый хор, в общем, соответствует надписи над кнопкой. Это легкий "джазовый" хор, очень подвижный. Он замечательно отслеживает вашу артикуляцию и, при экспрессивной игре на клавиатуре, способен переключать звуковые слои, меняя характер звучания. Например, при резком ударе по клавишам вы услышите известный по пресетам цифровых синтезаторов Roland "падающий" голос. (Падает, конечно, не сам голос, а высота тона, после чего голос умолкает. Замечу также, что нормально петь и одновременно следить за динамикой игры на клавишах, чтобы в нужный момент переключить звук, не так просто. Если вам нужно вставить это ниспадающее "да-а" один-два раза, то проблем нет. Но если оно требуется многократно, да еще в сложном пассаже, то нужно хорошенько потренироваться, или же предварительно записать партию в MIDI-секвенсор, чтобы потом сосредоточиться только на произношении звуков в микрофон.)

Пятый по счету хор называется Background. Он имитирует небольшую группу исполнителей, и звук как бы приближен к слушателю (эффект присутствия). "Джазовый" и "подкладочный" хоры интересны тем, что полностью раскрываются именно при "хоровой работе", то есть когда вы играете аккордами. Если пытаться играть одноголосие, то есть вести мелодию, то слышимый тембр очень напоминает обычный вокодер. Я, например, в этом случае оцениваю звук как явно синтетический.

Шестой хор называется "Pop". Популярный — значит универсальный. Его звучание я бы охарактеризовал как сдержанное. А вот последним номером выступает хор, поющий в стиле госпел. Собственно, он так и называется, Gospel. Хор очень многогранный, насыщенный, "чувствующий" исполнителя и хорошо прорабатывающий детали и в нижнем, и в верхнем регистрах.

Когда VP7 работает в режиме вариаций, подсветка любой из семи кнопок имеет янтарно-желтый цвет. Для перехода в третий режим нужно нажать кнопку вокодера и одновременно с ней любую из семи пресетных кнопок. Нажав после этого любую кнопку в секции Human Voice, вы увидите на ней зеленую подсветку, а на кнопках Vocal Designer подсветка будет красной. Чтобы вернуться в режим вариаций, нужно вновь использовать комбинацию, нажав одновременно кнопку вокодера и одну из семи кнопок в линейке. Два этих режима переключаются циклически.

В третьем режиме секции Human Voice и Vocal Designer уже работают раздельно, и вообще по-разному. Если нажать любую кнопку в первой секции, то VP7 играет роль обычного звукового модуля с четырьмя пресетами хоровых тембров. Именно их названия нанесены над кнопками. Играя на MIDI-клавиатуре, вы будете слышать на выходе соответствующий звук. Сигнал с микрофона в данном случае на звукообразование не влияет, и никакой особенной артикуляции вы, естественно, получить не сможете. Только пресет "джазовый скэт" имеет четыре различных слоя, и, в зависимости от динамики игры, вы можете получить какой-нибудь заранее артикулированный звук, типа "Бап" или "Да-а". Кстати, в этом режиме мне больше других понравился грегорианский хор, как самый насыщенный, широкий и "правильно" реагирующий на изменение динамики игры. Женский и детский хоры в этом смысле более зажатые, они звучат правдоподобно в довольно узком диапазоне. Джазовый — слишком специфичен и подходит лишь для определенных случаев.

Для гармонизации собственного голоса нужно просто нажать одну из трех кнопок справа, в секции Vocal Designer (напомню, подсветка кнопок должна быть красной). В этом случае VP7 становится гармонайзером, добавляя к микрофонному сигналу автоматически сгенерированные подпевки. Кнопка Duet позволяет добавлять один дополнительный голос, формируя дуэт. Обе кнопки под названием Trio позволяют создавать уже трезвучия, только по разным алгоритмам. Вы поете в микрофон, ваш голос анализируется и дополняется двумя добавочными. Оба этих голоса могут быть ниже или выше вашего, или же один голос будет ниже, а второй — выше (кварта вниз и квинта вверх). Это определяется внутренним алгоритмом. Генерация подпевок зависит также от положения регулятора Harmony. Если он не достиг средней точки, то есть чистый сигнал с микрофона еще присутствует на выходе с достаточным уровнем, то VP7 создает только добавочные голоса. Если же регулятор повернуть дальше средней точки, то гармонайзер создает дополнительные ноты в унисон с партией вокалиста, чтобы компенсировать ослабление уровня основного тона.

Алгоритм работы вокального дизайнера зависит еще и от того, используете ли вы подключенную клавиатуру или просто поете в микрофон. Если вы хотите, чтобы аппарат построил нужную гармонию, то нужно во время пения нажать на клавиатуре как минимум три клавиши. Тогда аккорд будет быстро распознан, и к вашему голосу будут аккуратно добавлены другие голоса, в соответствии с нажатыми клавишами. Если же не использовать клавиатуру, а только петь, то VP7 попытается анализировать высоту голоса и достроить его до трио в соответствии с установками выбранного пресета. Например, Trio 1 генерирует кварту и октаву вниз. Но определение высоты тона происходит довольно медленно, и появление добавочных голосов может отставать от основного тона. Если в исполняемой вокальной партии происходит быстрая смена высоты нот, то их анализ будет запаздывать. В этом случае вместо четкого аккорда на выходе VP7 вы можете услышать плавающее трио с детонациями.

Кроме собственно разнообразных голосов, VP7 предлагает и некоторые средства их обработки. Про реверберацию уже упоминалось ранее. Помимо этого, аппарат имеет встроенный компрессор, позволяющий настроить динамический диапазон звучания секций Vocal Designer и Vocoder в зависимости от громкости, с какой исполнитель поет в микрофон. Чем меньше компрессия, тем более чутко выходной сигнал реагирует на уровень входящего. С увеличением уровня компрессии эта чувствительность снижается, и даже неровное по громкости исполнение вокальной партии дает вполне ровное звучание вокодера или хора. Всего есть семь уровней чувствительности. Первый — максимальный, с отключенным компрессором. Остальные шесть уровней предлагают постепенно увеличивающийся уровень компрессии. Для доступа к настройкам компрессора нужно нажать и удерживать кнопку Bypass, чтобы ее подсветка начала мигать. Линейка из семи кнопок в этот момент представляет собой готовую шкалу уровней. Нужно просто нажать одну из них, а затем повторно щелкнуть Bypass для выхода в обычный режим.

VP7 поддерживает изменение внутренней маршрутизации звуков, чтобы пользователь мог выбрать оптимальный вариант внешней коммутации. По умолчанию аппарат работает в обычном стереорежиме. То есть, на оба звуковых выхода поступают одновременно прямой микрофонный сигнал и производные звуки — вокодер и хоры. Есть возможность переключиться в режим LR Output, с разделением сигналов. В этом случае на правый выход поступает только прямой сигнал с микрофона, а на левый — только производный, созданный процессором. Устанавливать баланс громкости и панорамы в этом случае придется с помощью внешнего микшерного пульта. Кстати, в данном режиме работы внутренний ревербератор отключается, и регулятор Ambience не действует.

Звуковые примерыУчитывая специфический характер синтезатора, я записал совсем небольшое количество звуковых примеров. Но они вполне могут дать общее представление о том, что же такое VP7.

Вокодер, пожалуй, в наименьшей степени требует специального представления. Я записал два звуковых примера с использованием разных вокодерных пресетов. В обоих случаях это фрагменты готовых аранжировок. В первом примере вокодер используется в качестве инструментального средства, и каких-то специальных речей в микрофон я не произносил, только напевал, мычал и гудел на разные лады, записывая несколько параллельных партий. Использовались разные пресеты вокодера, но, главным образом, я управлял синтезированным тембром при помощи собственного голоса. Ведь если говорить в микрофон скрипучим голосом, то конечный тембр будет также резким и скрипучим, а если просто помычать, то и результат будет соответствующим. Чтобы завершить аранжировку, я дополнительно записал "извне" партии баса и ударных, а также хоровую подложку с голосовой артикуляцией. Последняя записывалась при помощи VP7, находящегося в режиме вариаций. Для ритмизации этого подклада я проговаривал в микрофон фразу "стоп, машина". Если вслушаться, ее можно явно различить. Файл с этим примером называется Vocoder_mix1.

Второй пример называется Vocoder_mix2. Здесь вокодер использовался традиционно. То есть, я говорил и напевал в микрофон настоящие слова и даже одну связную фразу. В самом начале можно услышать слово "чудовище", которое я произнес скрипучим голосом, нажимая клавиши в нижнем регистре. Полученный результат очень напоминает звук, издаваемый пришельцем в известном голливудском кинофильме "Хищник". Отсюда, собственно, и выбор слова.

После этого я "поиграл" голосом, заставляя вокодер формировать резкие артикулированные звуки, и спел фразу "This is VP seven". Гармонию в данном случае поддерживал все тот же VP7 в режиме вариаций. То есть, он пел хором. Внешние по отношению к данному модулю звуки использовалась только при записи партии ударных.

Режим вариаций позволяет вам притворяться уже не роботом, а живым человеком, точнее, группой людей, или хором. В файле All_Variations_mix я использовал весь банк вариаций, чтобы можно было непосредственно сравнить отдачу каждого пресета. Запись сделана в форме песенки в сопровождении партии электрооргана и ударных. Каждая вариация "сама" называет свой номер. Обратите внимание на то, как в первой вариации панорамированы низкие и высокие голоса.

Отдельным примером я записал звучание классического хора (classic). Собственно музыкальная партия здесь проигрывалась на клавиатуре, а в микрофон я подсказывал синтезатору, как артикулировать звуки. Это просто напев без слов. Первая часть фразы поется открытым ртом (буква "А"), а вторая чсть представляет собой уже носовой напев (буква "М"), с закрытым ртом. Момент перехода (это когда я закрыл рот, перераспределяя воздушный поток) тоже записан. И хор очень хорошо отрабатывает все нюансы. Файл с этим примером называется Classic_choir_AAH-MMH.

Используя вокальный дизайнер в качестве гармонайзера, можно не только добавить подпевку к своему голосу, но и полностью заместить его звуками VP7. В данном случае все зависит от творческого замысла и желания исполнителя. Пример под названием Trio1-2-Duet демонстрирует добавление голосов к основному. Вокал записывался a capella, то есть без сопровождения. Ведущий голос исполняет здесь простую партию в размашистом "околонародном" стиле. Она записана трижды, и в каждом случае VP7 генерирует дополнительные голоса. В двух первых это разные варианты трио (Trio 1, Trio 2), а последним номером записан дуэт. Несложно заметить, что трио звучат значительно шире и массивней, чем это было бы в случае реального трехголосия. Это происходит оттого, что звуки, которые подставляет VP7, все-таки имеют хоровую природу. Даже гармонайзер подмешивает к вокалу хоровые тембры, а не ваш собственный голос, сдвинутый по высоте. Но в этом и уникальность VP7, по сравнению с каким-нибудь типовым питч-шифтером. Теперь, взяв порцию дополнительных голосов, любой исполнитель может в одиночку потягаться с настоящим хором средней величины.

В другом примере показан вариант исполнения известной народной песни "Степь да степь кругом" в сопровождении электрооргана и хора. Сопровождающий хор записан в режиме вариаций и используется в качестве аккомпанемента, так же, как и орган. Изначальное голосоведение самих исполнителей здесь упрощенное, в сущности, один главный мотив, как если бы в сельской избе собралось изрядное количество тех самых ямщиков, которые в меру слаженно грянули свою "профессиональную" песню. Но VP7 достраивает это действо до приличного местечкового хора. "Ямщиком" работал я сам, а для большей "голосовой емкости" смикшировал первое и второе трио из секции Vocal Designer. То есть, спеть пришлось два раза. Исполнение здесь не столь широкое и раздольное, каким ему полагается быть, а несколько ускоренное. Файл с этим примером называется "Steppe".

Чтобы ни у кого не сложилось впечатление, что VP7 работает исключительно с мужскими голосами, для следующего примера я использовал женский голос. Точнее, голос 12-летней девочки, чтобы уж добиться полного контраста. Здесь показана работа вокального дизайнера живьем, во взаимодействии с вокалистом. В качестве "подопытной" использовалась песня "Волшебник-недоучка" из репертуара А. Пугачевой 70-х годов прошлого века, для чего пришлось вначале написать упрощенную аранжировку. Затем исполнитель пел свою партию (только первый куплет), а я время от времени нажимал управляющие клавиши и включал процессинг, используя, главным образом, кнопки Trio. Чистый голос звучит в начале каждого четверостишия (фразы "вычислить путь звезды" и "есть у меня диплом"). В остальных фразах в той или иной степени использована гармонизация, вначале легкая, затем более глубокая. Последняя фраза в первом четверостишии ("все может магия") сделана контрастной. Вначале идет мощное трио, а слово "магия" звучит в одноголосии. На мой взгляд, для любительского уровня песня получилась очень необычной и красивой. Во всяком случае, если бы такого рода вещи исполнялись в школьной самодеятельности, я бы, не задумываясь, поставил исполнителю "пятерку". Данный пример называется Girl_Vocal_mix.

В следующем примере я вновь вернулся к мужскому голосу, чтобы спеть песню "В лесу родилась елочка". Или, скорее, вариацию на эту песню. Сначала я подготовил простой инструментальный аккомпанемент: бас, струнный подклад и немножко колокольчиков. Затем спел два куплета из песни. Вокальную партию записывал в два прохода. Вначале, используя вариации, спел чужими голосами оба куплета. Первый куплет исполнялся высоким голосом (то есть, пел я своим обычным голосом, но нажимал клавиши октавой выше). Здесь, кстати, хорошо слышно, насколько странно звучит хоровой тембр, вынужденный притворяться одиночным голосом. Это был классический хор (третья вариация), а в репризе (повтор фразы "зимой и летом стройная…") использовался никакой не вокодер, как можно было бы подумать, а четвертая хоровая вариация (Jazz Scat). В сольном исполнении этот звук кажется несколько синтетическим, чем я и воспользовался, сыграв типичный вокодерный пассаж. А в слове "была" я на втором слоге резко нажал на клавишу, чтобы вызвать Voice Fall, то есть своеобразный вопль, который затихает с одновременным понижением высоты тона.

Во втором куплете сольная партия исполнялась, прежде всего, пресетом смешанного хора. Затем я допел к ней сопровождение с помощью трио (Trio 2), чтобы получить приемлемый по размеру хор. И он действительно получился массивным, основательным. В конце куплета я позволил себе несколько вольностей, которые отсутствуют в каноническом исполнении этой песни. Все равно ведь не придется показывать ее на конкурсе юных исполнителей. А, кроме того, эти украшательства дополнительно раскрывают возможности хора, формируемого VP7. В частности, там очень неплохо, на мой взгляд, растянулась буква "л". Файл с описанными вариациями называется Elka_mix.

Учитывая природу звукообразования VP7, несложно прийти к выводу, что попытка имитации одиночного голоса мгновенно сообщит слушателю об использовании прибора вместо живого человека. Напротив, хоровые партии будут получаться тем более реальными, чем больше хоровых голосов вы задействуете в проекте. Но, конструируя искусственную хоровую реальность, необходимо помнить о том, что первоисточником звука является, все-таки, человек, говорящий в микрофон. Особенности произношения слов таким солистом неминуемо станут достоянием всего "хора", и слушатель, вероятно, будет удивлен тем, сколь слаженно этот хор, например, картавит или поет с одинаковым акцентом в строго определенные моменты времени. В качестве иллюстрации предлагаю послушать вольно исполненный кусочек из той же многострадальной "елочки", который я "спел хором" в сопровождении электрооргана. В слово "замерзай" вложен не нужный здесь акцент на последней букве "й". В результате весь мой хор дружно акцентирует эту букву, что с головой выдает его искусственную природу. Но если этот акцент убрать, то придраться будет не к чему (кроме того, что сам джазовый хор без сопровождения звучит не совсем по-человечески). Подойдет и другой вариант — записать исполнение дважды, а затем аккуратно смикшировать. В качестве иллюстрации я исполнил этот же отрывок другим хоровым тембром (и без акцента) и подмешал его к первоначальному в момент воспроизведения слова "замерзай". Сразу получилась другая картина: большой хор на заднем плане, и маленький соло-ансамбль на переднем. Специфический акцент на первом плане в этом случае воспринимается уже не дефектом, а нюансом исполнения. Два описанных фрагмента (с акцентом и смешанный) последовательно записаны в файле с названием Elka-short.

В вышеописанном примере в начале самой первой фразы есть явный артефакт: в слове "мороз" практически съедена первая согласная. Причина в том, что я нажал на клавиши мгновением позже, чем начал петь, и момент был упущен. Следовало бы поступить наоборот, тогда процессор уже находился бы в состоянии ожидания.

Напоследок отмечу, что реверберация VP7 весьма неплохо работает с хорами, придавая голосам глубину и пространственность. Я пользовался ей при записи большинства звуковых примеров.

ЗаключениеПрослушав приведенные звуковые примеры, можно заметить, что VP7 не предназначен для правдивого воссоздания одиночного человеческого голоса. Его специализация — именно хоры, как самостоятельно звучащие, так и сопровождающие пение реального вокалиста. Теперь, даже не имея "под рукой" настоящий хор, вы сможете записать практически любую хоровую партию. А дирижировать этим хором вполне сможет музыкант-инструменталист, не умеющий петь.

Если сравнивать, например, моделирующие возможности VP7 и секции VC2 Vocal Designer, имеющейся в синтезаторах серии V-Synth, то синтезатор, конечно, выиграет. Но на практике во многих случаях будет достаточно именно этой портативной черной коробочки. К тому же, в качестве переносного ассистента VP7 значительно удобнее, чем громоздкий синтезатор. Да и пользоваться им гораздо проще.

Отдельно хочу отметить, что звуки вокодеров, которые производит VP7, имеют потрясающе чистые тембры и великолепную артикуляцию, в чем превосходят, в частности, встроенные вокодеры множества аналогово-моделирующих синтезаторов.

Звуковые примеры

All_Variations_mix (7,95 Мб)Classic_choir_AAH-MMH (2,17 Мб)Elka_mix (10,8 Мб)Elka-short (4,06 Мб)Girl_Vocal_mix (6,1 Мб)Steppe (5,78 Мб)Trio1-2-Duet (3,72 Мб)Vocoder_mix1 (6,78 Мб)Vocoder_mix2 (3,64 Мб)