Moog Minitaur

Minitaur представляет собой одноголосный портативный аналоговый басовый синтезатор с классической системой управления. В нем нет ни привычной для современных инструментов операционной системы, ни дисплея, — только электроника и отдельные для каждого параметра панельные элементы управления. Как явствует из названия, этот инструмент относится к семейству синтезаторов Moog Taurus, но, в отличие от предшественников, он не имеет ножной клавиатуры. Minitaur выполнен в виде настольного звукового модуля с размерами примерно 22 х 13 х 8 см и массой 1,2 кг. Синтезатором можно управлять как по MIDI, так и с помощью контрольных напряжений (CV/Gate), применяемых в аналоговой технике Moog.

Лицевая и коммутационная панелиНа лицевой панели синтезатора есть шестнадцать потенциометров и четыре кнопки, заведующие звукообразованием, один регулятор уровня выходного сигнала, один регулятор тонкой подстройки высоты тона и светодиодный индикатор активности MIDI-порта.

Большинство органов управления традиционно сгруппированы в секции, обведенные общей рамкой. Каждая секция принадлежит одному из электронных узлов синтезатора. Элементы, вынесенные отдельно, имеют четкие подписи, так что их принадлежность также выясняется с первого взгляда (рис. 1). Например, в секции Envelopes есть две группы регуляторов, по три в каждой. Одна из них, верхняя, предназначена для управления огибающей фильтра, вторая управляет амплитудной огибающей. Справа можно увидеть кнопку включателя Release. С ее помощью устанавливается структура сразу обеих огибающих: ADSR или ADS.

С назначением органов управления мы подробнее познакомимся немного позже. Впрочем, оно настолько очевидно, что практически не требует пояснений. Любой музыкант, имевший дело с аналоговыми синтезаторами, скорее всего, даже не будет заглядывать в пользовательское руководство.

Коммутационная панель Moog Minitaur содержит гнездо для адаптера питания (он входит в комплект поставки), разъем USB MIDI, стандартный разъем MIDI In (DIN5), набор управляющих входов (Pitch CV, Filter CV, Volume CV, Gate), аудиовход и выход на несимметричных джеках, миниджек для наушников (рис. 2).

Управление синтезомСтруктурно синтезатор состоит из двух осцилляторов с микшером, фильтра и усилителя. Он имеет два генератора огибающей, для усилителя и фильтра, и один LFO. Поскольку Minitaur предназначен, в первую очередь, для извлечения басовых звуков, его внутренняя коммутация упрощена. Например, здесь нет режима жесткой синхронизации, который более востребован при создании высоких солирующих звуков, нет модуляции ширины импульса. Эти незначительные упрощения, если можно так выразиться, позволяют синтезатору сконцентрироваться на основной задаче.

Принимая во внимание разнообразие контрольных входов, вы можете управлять синтезатором удобным вам способом. При использовании CV-входов Minitaur легко интегрируется с модульными системами или с некоторыми аналоговыми синтезаторами. Moog использует рабочий диапазон напряжений от 0 до +5 В, вход Pitch CV преобразует напряжение в диапазоне 1 В/окт. Если же вы работаете в среде MIDI, то легко сможете подключить к MIDI-входу стандартную MIDI-клавиатуру, или, например, выход секвенсора. Minitaur воспроизводит MIDI-ноты в диапазоне номеров 0 — 72.

Начинать создание нового звука нужно, конечно же, с осцилляторов. В данном случае потребуется нажать (или не нажимать) две кнопки и покрутить три регулятора, расположенные в левой части лицевой панели. Кнопки — это селекторы формы напряжений. Каждый осциллятор может вырабатывать или пилообразную, или прямоугольную форму волны. По нанесенному под каждой кнопкой обозначению ясно, что если она подсвечена, то генерируется прямоугольная форма, если нет — пилообразная. Регулятором VCO2 Freq можно плавно сдвинуть высоту тона второго осциллятора вплоть до +/-1 октавы относительно высоты первого, или просто внести легкую расстройку для создания унисонов. В секции микшера можно независимо выбрать уровни сигнала каждого осциллятора. Вместо осциллятора можно также использовать фильтр, выведенный в режим самовозбуждения (регулятор резонанса нужно сдвинуть на максимум). Чтобы услышать его в чистом виде, понадобится убрать до минимума сигналы осцилляторов в микшере.

Кстати, ограничение высоты тона сверху — это не результат применения MIDI-фильтра, а свойство самих осцилляторов. При подаче управляющего сигнала на вход Pitch CV точно так же невозможно получить звук выше C4 (соответствует MIDI-ноте с номером 72). Ограничение срабатывает даже в том случае, если вы увеличиваете высоту второго осциллятора регулятором VCO2 Freq, находясь на краю частотного диапазона. Впрочем, учитывая предназначение синтезатора, эти ограничения ему не мешают.

Для тонкой подстройки осцилляторов в пределах +/-1 полутона можно воспользоваться регулятором Fine Tune. Он расположен в верхнем левом углу лицевой панели рядом с индикатором активности MIDI.

Для перевода осцилляторов в режим Glide в правой части лицевой панели есть соответствующий включатель и регулятор скорости скольжения звука. При необходимости, параметры осцилляторов можно изменять и по MIDI. А такой параметр, как Note Sync (синхростарт обоих осцилляторов с приходом команды Note On), можно включить только по MIDI (CC81). Панельного переключателя он не имеет.

Minitaur использует традиционный для синтезаторов марки Moog четырехполюсный фильтр с резонансом. Регулятор частоты среза имеет ручку увеличенного диаметра, специально для облегчения ручной настройки. Доступно также управление фильтром от собственного генератора огибающей и от LFO. Глубина воздействия огибающей регулируется отдельным потенциометром EG Amount.

Генераторы огибающей фильтра и усилителя устроены одинаково. На лицевой панели они представлены двумя тройками потенциометров: Attack, Decay/Release и Sustain. Второй потенциометр управляет одновременно и спадом, и затуханием. Фаза Release включается и отключается специальной кнопкой одновременно в обоих генераторах. В принципе, трехфазная огибающая удобна для настройки синтезатора на проигрывание быстрых пассажей, когда послезвучание совсем не требуется. Но добиться того же эффекта можно и в том случае, если на панели представлены все полагающиеся четыре ручки. Нужно лишь не трогать последнюю. Поэтому и отключаемая фаза генераторов огибающей, и сокращенное количество ручек, похоже, появились просто как результат миниатюризации модуля.

Низкочастотный модуляционный генератор в синтезаторе всего один, с одной неизменяемой треугольной формой волны. Но зато частота генерации вручную регулируется в пределах от 0,01 до 100 Гц. Ее также можно синхронизировать по MIDI с темпом исполняемого произведения. Сигналом LFO можно модулировать высоту тона обоих осцилляторов и, отдельно, частоту среза фильтра.

На этом функционал лицевой панели можно считать исчерпанным. Некоторые дополнительные настройки синтезатора производятся только по MIDI. Например, таким способом устанавливается кратность делителя темпа (Clock Divider) для синхронизации LFO. Для этого нужно вначале включить собственно режим внешней синхронизации (CC87), а затем выбрать нужное значение для делителя (CC86). Передав нужные значения контроллера 91, можно выбрать режим отслеживания клавиатуры: по самой нижней клавише, по верхней, по последней нажатой. Диапазон работы колеса модулятора также можно задать по MIDI, причем направление вверх и вниз программируются отдельно, разными контроллерами. Перечень контроллеров и диапазоны их значений для установки соответствующих параметров приведены в таблицах пользовательского руководства.

Отдельного упоминания заслуживает параметр Local Control On/Off, позволяющий использовать органы управления лицевой панели для передачи вовне, через порт USB, MIDI-сообщений. Но при этом, как и положено, все ручки и кнопки перестают непосредственно влиять на синтезатор, что оправдано при подключении к секвенсору. Если подключать синтезатор исключительно к клавиатуре, то про этот параметр можно даже не вспоминать, за ненадобностью. Я так и делал, но лишь до того момента, когда синтезатор самопроизвольно переключился в режим Local Off.

Изначально я не планировал знакомиться с этим режимом, поскольку не было необходимости. Но однажды, всего лишь переключив MIDI-кабель с клавиатуры на MIDI-интерфейс (оборудование было включено), я вдруг "потерял" звук синтезатора. Непосредственно перед этим я как раз крутил ручки огибающих, так что вместо нормального сигнала остался едва слышный щелчок. Переключив кабель обратно на клавиатуру, попробовал поиграть, — звука не слышно. Покрутил ручки — звука все равно нет. И даже индикаторы кнопок не реагируют на нажатие: одни продолжают светиться, другие, напротив, никак не зажигаются. Выключение и повторное включение питания ничего не изменило. Если бы я работал с цифровым синтезатором, то решил бы, наверное, что он завис. Но здесь-то кроме MIDI-процессора и USB-интерфейса ничего цифрового нет, значит, нечему и зависать. Симптомы указывали лишь на полное отключение управления, только в первый момент я не понял, почему так случилось.

Пришлось внимательно заглянуть в пользовательское руководство. Нужная информация нашлась сразу. Лицевая панель может или непосредственно управлять синтезатором, или передавать MIDI-сигналы по USB (при работе с компьютером), но только не одновременно. Режим переключается, когда Minitaur принимает по MIDI сообщения контроллера 122. Значение "0" отключает локальное управление (Off), значение "127" — включает (On). Причем текущее состояние не сбрасывается при выключении питания.

Пришлось открыть MIDI-секвенсор, записать на дорожку контроллер с "включающим" значением и запустить на воспроизведение этот короткий участок. Синтезатор сразу ожил и стал "слушаться руля". На следующий день у меня произошел аналогичный случай, и тоже при перекоммутации MIDI-кабеля на включенном оборудовании. Синтезатор вновь переключился в Local Off, хотя ни один прибор в этот момент, конечно же, не транслировал нулевое значение контроллера 122. Во второй раз я был морально готов, и "зависание" было ликвидировано в рабочем порядке, короткой трансляцией из секвенсора. После этого я уже не коммутировал включенный синтезатор, и он больше ни разу не "уходил в себя".

Отмечу, что Minitaur — не единственный синтезатор, который умеет самовольно сбрасывать локальное управление при "горячем" подключении MIDI. В моей практике в подобном своеволии два-три раза был, в частности, замечен аналогово-моделирующий синтезатор Novation KS. В одном случае я даже точно помню обстоятельства: вначале включил электропитание синтезатора, а после него — уже соединенный с его входом многопортовый MIDI-интерфейс. Картина хоть и не полностью идентичная, но похожая. Возможно, причина в интерфейсном приборе, а возможно — в MIDI-приемниках самих синтезаторов. Как бы там ни было, к подобным случайностям лучше быть готовым заранее, поскольку Minitaur, в отличие от Novation KS с его дисплеем и системным меню, не сможет обойтись собственными силами. Ему для возврата в рабочий режим дополнительно потребуется секвенсор, то есть, скорее всего, компьютер с соответствующим программным обеспечением.

В работеОщутимое отличие истинно аналогового синтезатора от цифрового заключается в непосредственности управления. Если я кручу ручку потенциометра, то четко знаю и ощущаю, что малейшее мое движение влияет на работу электронной схемы и изменяет генерируемый сигнал. И никаких промежуточных этапов, вроде цифрового процессора, который в действительности управляет всеми параметрами. Справедливости ради стоит отметить, что существуют замечательные аналоговые синтезаторы с элементами цифрового управления, где вместо потенциометров используются энкодеры с неограниченным вращением. Вы легко почувствуете разницу в тактильных ощущениях, как только начнете крутить ручки. Лично мне больше нравятся потенциометры, именно из-за своей однозначной реакции на прикосновение. В этом смысле Moog Minitaur великолепен, как и всякий другой аппарат с аналоговым управлением. Кроме того, каждая кнопка и каждый регулятор здесь выполняют только одну функцию, без переназначений, что исключает какую-либо путаницу в процессе работы. И кстати, крутить увеличенную рукоятку частоты среза фильтра действительно очень удобно. Можно установить нужную степень пропускания звука одним плавным движением. В общем, на уровне тактильных ощущений интерфейс "правильный", и к нему привыкаешь очень быстро.

Я работал с синтезатором через MIDI-вход. В качестве источника управляющих сигналов в разное время использовались: MIDI-клавиатура, программный секвенсор в компьютере, а также аппаратный секвенсор из модуля Korg Electribe. Несмотря на имевшие место при перекоммутации спонтанные переключения режима Local On/Off, о которых я упоминал, любая из указанных комбинаций работает стабильно и без нареканий. При подключении аппаратного секвенсора индикатор MIDI-активности на лицевой панели Minitaur горит постоянно, но это, по-видимому, нормальное явление для такой связки. В любом случае синтезатор звучит только тогда, когда секвенсор запущен на воспроизведение. В двух других случаях коммутации индикатор вспыхивает только во время фактического приема MIDI-событий.

Далее, в общем-то, можно не продолжать. Синтезатор удобен и прост в использовании, и очень хорошо делает свое дело, то есть, играет. Вот об этом, то есть, о звуке, мы и поговорим подробнее.

Звуковые примерыЗаписанные в качестве иллюстрации звуковые примеры можно разделить на две большие группы. В первой находятся одиночные звуки, демонстрирующие, что происходит, если к одному осциллятору подмешать второй, как изменяется тембр в зависимости от настроек фильтра или генераторов огибающей. Это простые одноголосные секвенции с динамически изменяющимся звуком.

Вторая группа представляет собой небольшие законченные композиции, в которых Minitaur используется совместно с другими источниками звуков. Конечно же, в основном он работал в басовых партиях. Задача таких звуковых примеров — показать, как Minitaur сочетается в миксе с другими инструментами. Часть этих примеров, к тому же, создавалась с тайной целью как можно сильнее замаскировать его звук, забить широкими спектрами и гулкими звуками цифровых синтезаторов, чтобы понять, насколько хорошо Minitaur способен нести на своих плечах груз целой композиции. Ведь бас не должен теряться в миксе, если только это не задумано специально. Все эти моменты мы сейчас и рассмотрим. Начнем с первой группы.

Первый пример — самый простой. Он содержит широкий басовый звук, построенный с использованием обоих осцилляторов, и демонстрирует попеременную игру штрихом стаккато и легато при включенном портаменто (Glide). Файл называется 2_Ocs_Bass_legato. Второй пример показывает примерно те же приемы, но с одновременным изменением глубины расстройки осцилляторов. Кроме того, синтезатор звучит на пару октав выше, там, где уже можно играть соло. Использовалась реверберация. Этот файл называется 2_Osc_Glide&Detune.

Следующие пять примеров представляют собой басовые секвенции, записанные при помощи аппаратного секвенсора. В процессе воспроизведения я проводил те или иные манипуляции на лицевой панели синтезатора, изменяя тембр создаваемого звука. Некоторые секвенции записаны в монофайлах, а некоторые в стерео, поскольку для них я использовал внешнюю обработку — задержку и реверберацию. В любом случае рекомендуется прослушивать примеры аккуратно, особенно если вы используете наушники, поскольку временами звуковое давление становится чрезмерным.

Первая секвенция называется Seq_Env_mod_Bass. Это одноосцилляторный бас. Здесь использовались различные формы огиающей фильтра и усилителя. В процессе воспроизведения также варьировалась глубина модуляции фильтра от огибающей. И в небольших пределах я вручную изменял параметры фильтра. Особенно густой бас здесь слышен, когда после быстрой атаки и умеренного спада огибающих остается выраженная фаза поддержки. Но даже если ее убрать, оставшиеся короткие звуки обладают хорошей плотностью.

Следующий пример называется Seq_LFO_mod_Bass. Здесь использована модуляция фильтра от LFO. В самом начале используется сигнал только одного осциллятора (пила), затем плавно подмешивается прямоугольный сигнал второго осциллятора. В процессе воспроизведения используется ручное изменение параметров фильтра.

Третий пример называется Seq_Loud_Bass. Здесь использовался лишь один осциллятор с пилообразной волной. В процессе воспроизведения варьировались все фазы огибающей фильтра.

В четвертом примере вначале работает один осциллятор с пилообразным сигналом, затем плавно подключается и также плавно уходит второй осциллятор, работающий на прямоугольной волне с легкой расстройкой. Параметры фильтра в некоторой степени изменяются вручную, в большей степени — резонанс. Файл называется Seq_Reso_Bass.

Пятая секвенция называется Seq_TB-like_Bass. Название в достаточной степени условное, поскольку стопроцентная имитация звука Roland TB303 здесь не достигается. Но намек на "тот самый звук" достаточно прозрачен.

Переходим ко второй части примеров — к композициям. И вначале, в качестве связки, предлагаю прослушать еще один пример одиночного басового звука. В отличие от предыдущих секвенций эту тему я отыгрывал вручную, не спеша, долгими звуками, чтобы прочувствовать всю мощь получаемого звука. Вначале работает один осциллятор (пила), затем к нему присоединяется второй осциллятор, с прямоугольным сигналом. И в процессе записи я неспешно крутил ручки фильтра. Несколько участков этой секвенции записаны в файле FreeBass.

Желающие могут самостоятельно проверить, насколько плотно играет этот бас (унылая тема исполняется в до-миноре). Я тоже попробовал сделать набросок поверх этой партии. У меня получилась фантазия на тему известных произведений, которые вынужденно "упали" в этот самый до-минор. Кстати, цифровые синтезаторы, которые играли дополнительные партии, всеми силами пытались перекричать этот бас. Но не смогли. Единственный участок, когда бас стал заметно проседать, это когда был сильно поднят резонанс. Об этом явлении я скажу еще несколько слов чуть позже. Микс, написанный поверх данной басовой партии, называется Mix_FreeBass.

Теперь переходим уже к нормальным миксам, которые задумывались и писались как цельное произведение. Во всех этих примерах Minitaur используется как источник басовых звуков. В первой композиции, написанной в стиле романтической поп-музыки, Minitaur формирует довольно широкий и смягченный звук баса, не режущий слух. В первой фразе произведения бас одноосцилляторный, а в начале второй фразы я плавно вывел в микшере синтезатора звук второго осциллятора, что дополнительно смягчило тембр. В качестве сопровождения к басу были выбраны гулкие и плотные звуки из числа искусственных хоров и струнных, плюс обволакивающее соло. Ну и, конечно же, участвовала дорожка ударных. Несложно заметить, что читаемость баса, несмотря на его "разжижение" и все попытки маскировки, осталась на высоте. Этот пример называется MixBass1_Pop.

Следующий пример называется MixBass2_Electro. Он задумывался как электронный, поэтому для него изначально был выбран плотный короткий и упругий одноосцилляторный бас (пилообразная волна в Minitaur) и соответствующий набор ударных. В качестве сопровождения использовались синтетические струнные, хоры и органы. Соло — семплерное, с глубокой обработкой эффектами.

Написав первую часть композиции, я решил немного пожертвовать чистотой жанра и дописал вторую часть уже в синтезе с органной прелюдией, которая, на мой взгляд, неплохо легла в контекст. Момент перехода из первой части композиции во вторую сопровождается дополнительными басовыми звуками, добытыми также из синтезатора Moog Minitaur. Их легко опознать по широким, чуть скрежещущим тембральным оттенкам. Эти звуки работают вместо литавров. Прослушав этот пример, несложно убедиться в том, что басовая партия отчетливо слышна в обеих частях композиции, и звучит органично, поддерживая ее целостность.

Третья композиция называется MixBass3_Industrial. Основная задача этого микса — попытка маскировки басовой партии различными цифровыми эффектами и условно-беспорядочным нагромождением звуков. Басовая секвенция здесь как бы "бродячая", временами она выпрыгивает из типичного басового диапазона несколько выше. В процессе записи я активно крутил ручки фильтра и огибающей, формируя то плотный и тяжелый звук, то облегченный и стрекочущий тембр с избыточным резонансом. Выводы каждый может сделать самостоятельно после прослушивания.

Последний пример показывает работу синтезатора Moog Minitaur уже не в качестве басовой машины. В данном случае он исполняет обычную секвенцию в среднем частотном диапазоне. Опознать указанную партию легко: это первая музыкальная фраза, звучащая в самом начале микса. С некоторыми тембровыми вариациями, включая использование режима Glide, она будет звучать на протяжении всей композиции. К ней были дописаны дорожки ударных, баса (с цифрового синтезатора) и несколько дополнительных "заполняющих" секвенций, работающих в соседних частотных диапазонах. Эти дополнительные секвенции поначалу звучат умеренно, потом выходят на первый план, начинают теснить и временами безуспешно пытаются "перекричать" основную партию, которую исполняет Minitaur. В конце концов, потерпев фиаско, дополнительные партии, совместно с основной, доходят до завершения композиции. Файл с этим примером называется Mix_Upper_seq.

ЗаключениеЕсть один нюанс, присущий работе некоторых схем аналоговых фильтров. Это легкий завал общего уровня сигнала при увеличении резонанса. Ведь резонансный "горбик", в сущности, соответствует полосовому фильтру, который подавляет сигнал за пределами выбранной области. В иных схемотехнических решениях используется внутренняя компенсация, позволяющая поддерживать примерно постоянный уровень сигнала, но это, разумеется, влияет на конечную стоимость синтезатора. Да и "звучит" такой фильтр уже по-другому. Moog Minitaur, судя по реакции фильтра, использует проверенную временем "чистую" схему без компенсации, что следует учитывать, составляя плотные секвенции с широким диапазоном уровней резонанса. Это явление не следует считать недостатком, поскольку это обычный физический процесс, так же как и затухание уровня сигнала при снижении частоты среза в ФНЧ.

На мой взгляд, синтезатор полностью оправдывает как свое предназначение, так и свою стоимость. Он свободно формирует разнообразные басовые звуки, исключая, конечно же, варианты с FM-модуляцией, синхронизацией или с использованием дополнительного шумового источника, в силу того, что его схема до известной степени упрощена. Но это упрощение коснулось лишь тембровой палитры, зато музыканту, в сущности, остались самые густые и плотные звуки, наиболее востребованные именно для классического аналогового баса. Поэтому будьте уверены: если вы играете бас на Moog Minitaur, то это будет звук, от которого дрожат стены.

Звуковые примеры

2_Ocs_Bass_legato (1,68 Мб)2_Osc_Glide-Detune (3,57 Мб)FreeBass (5,67 Мб)Mix_FreeBass (3,74 Мб)Mix_Upper_seq (10,9 Мб)MixBass1_Pop (7,48 Мб)MixBass2_Electro (17,4 Мб)MixBass3_Industrial (8,74 Мб)Seq_Env_mod_Bass (6,41 Мб)Seq_LFO_mod_Bass (4 Мб)Seq_Loud_Bass (2,04 Мб)Seq_Reso_Bass (7,08 Мб)Seq_TB-like_Bass (1,85 Мб)