Бренды
Свежие поступления
Главная страница Полезные статьи Запись вокала (интервью со специалистами)

Запись вокала (интервью со специалистами)

14.12.2010 Автор: Лорин Олдрин

Chiccarelli: Я считаю, что самое важное - это понять, что ты хочешь получить в итоге, что хочешь сказать этой песней, в чём её сущность, и лишь потом искать звук, который поможет выгодно подать текст песни, её эмоциональное содержание.

В конце концов, никого не волнует, как именно звучит голос v люди покупают музыку из-за более тонких вещей v движение души, чувство, эмоции. Если трек вокала на вашей записи недоделан, звучит совсем не так, как вам бы того хотелось или вообще искажён и содержит посторонние призвуки v кого это заботит? Если есть то самое ?движение души¦ v значит, всё в порядке. Шоу решает всё.


Vogel: С одиночным вокалом основная задача v это получить шоу на ленте. Как это не банально звучит, но вокал v это самый главный элемент песни.


Reitzas: При работе над музыкой с одним вокалистом к записи голоса необходимо подходить очень серьёзно. Именно по этому я всегда контролирую все фазы производства записи. Если вы пишите какой-либо трек, всегда смотрите, как это сочетается с партией голоса. Если вы делаете микс, убедитесь, что всё, что вы слышите в нем, сосредоточено вокруг вокала.

Сама запись вокала отнюдь не сложна. Значительно сложнее получить хорошее звучание барабанов, чем хорошее звучание голоса. Но ?хорошо записать голос¦ v это не значит ?получить хороший звук¦. Для того, что бы получить хорошее шоу, я готов работать и работать v до кровавых нарывов.


Что бы артисту было удобно.
Vogel: Если вы не можете достичь результата, несмотря на все ваши (и артиста) старания, убедитесь, что вокалисту удобно работать. Это v 90% успеха.

Я пойду на всё для того, что бы исполнителю было удобно работать. Всегда, без исключений, я спрашиваю: ?Тебе удобно, что микрофон находится именно здесь?¦. Если нет, всегда можно найти место, где утраченное ощущение удобства появится снова. Иногда, при этом, голос начинает звучать как в туалете, иногда так, будто вокалист поёт мимо микрофона, но я, пожалуй, пожертвую звуком ради шоу.

Если вокалисту не нравится микрофон, стоящий прямо у него перед носом на стойке v уберите его. И совсем не важно, что он стоит 8000 долларов, если пение в него ломает вокалиста. Это действительно может выглядеть несколько пугающе v большая студия и в ней - маленький вокалист, обвешанный со всех сторон микрофонами, один из которых v прямо напротив его лица. Steven Tyler, например, никогда не любил петь в большой микрофон, находящийся перед ним v он сразу покрывался пятнами. Я ему просто давал SM57, и он великолепно звучал.


Reitzas: когда я писал партию вокала для сцены умирающей Эвиты, Мадонна сделала попытку и сразу почувствовала, что что-то не так. Когда она покинула студию, я попросил ассистента принести пару кушеток, и расположить их рядом v в виде кровати. Рядом поставили капельницу v прямо, как в больнице. Придя на следующий день в студию, Мадонна похихикала слегка, но легла на кушетку и проложила весь трек с первого дубля.

Обычно, для того, что бы создать атмосферу в студии и комфорт для исполнителя я использую простые вещи v свечи, приглушенный свет, убеждаюсь, что чай, вода и мед находятся где-то рядом, ну, может быть, пару растений ещё-


Chiccarelli: Я записываю везде. Самые лучшие условия v это когда артист чувствует себя удобно и может хорошо показать своё шоу. Приходилось писать в контрольной комнате, за дверями, в соборе с настоящим живым эхом, в ванной комнате, на балконе, лёжа на полу или в чулане.

 

Размещение микрофона
Chiccarelli: Иногда лучше всего петь, когда микрофон всего в полудюйме от губ, иногда же хочется оставить немного воздуха между микрофоном и вокалистом. Очевидно, что эффект близкого пения работает на вас в том случае, когда у вокалиста тонкий слабый голос. Лично мне нравится получить голос как можно более толстый, прямо торчащий перед тобой v это основное правило. А в наши дни вообще все стремятся получить сухой, близкий, как можно более персонифицированный звук вокала.

Я думаю, что очень важно просто попытаться понять v о чём, собственно, песня, и что там в ней пытается делает этот вокалист. Если такой подход вам нравится, тогда пусть ваши уши и Ваше сердце будут вашими советчиками.


Vogel: Я всегда начинаю с того, что помещаю микрофон прямо перед вокалистом v напротив его губ. Потом я его поднимаю вверх примерно на дюйм и поворачиваю головку чуть вниз. Убедившись, что он, по крайней мере, на расстоянии вытянутой руки ото рта вокалиста, направляю его на переносицу. Естественно, что если вы работаете с кем-нибудь вроде Аланис, которая, не напрягаясь, может переговариваться отсюда с Нью-Йорком, микрофон следует слегка отнести подальше.


Reitzas: Я обычно ставлю три экрана сзади вокалиста и поп-фильтр на расстоянии 4-х пальцев от микрофона.

 

Микрофоны.
Chiccarelli: Я считаю, что работа с голосом v совсем не то, что с обычными инструментами, как гитары или барабаны. Технология их записи более-менее одинакова, а каждый певец сам по себе индивидуален, индивидуальна каждая песня, и то, что работает при записи одного вокалиста, не работает при записи другого.

Голос Danny Elfman из ?Oingo Boingo¦ прилично звучит только в Neumann U47 FET. Для блюзовый вокалиста Etta James, которому я сделал немало проектов, подходит только Neumann M49. Голос Tom Cochran хорош в Shure SM7. Не так давно я работал с Беком, и он просил меня раскрыть всю полноту его голоса v для этого подошёл ламповый Neumann U47. Tori Amos использовал Milab VIP-50 с характерной квадратной диафрагмой. Alison Moyet лучше всего звучал с Neumann TLM170. Лучший микрофон для вокалиста ?Poco¦ v это EV RE20, хотя, на мой вкус, ему не хватает воздуха. А когда мы поставили над EV RE20 AKG 451 и слегка подмешали звук первого ко второму - стало ОК.

Новый Neumann M147 звучит действительно хорошо v так же, как Audio-Technica AT4060. Буквально на днях я пробовал новый конденсаторный Audix CX-101 с большой диафрагмой v мы как раз писали альбом кантри-вокалиста Mindy McCready. Правда, в конце концов, мы остановились на старом Telefunken 251 v он подошёл лучше, но когда потребовался ещё один микрофон и принесли ещё один 251 v Audix оказался лучше него.


Reitzas: Я не люблю тратить много денег на микрофоны, потому что каждый из них слишком свойственен какому то одному темпераменту, да и цены на них, откровенно говоря, завышены. Я не хочу платить $6000 - $8000 за микрофон v лучше я вложу их в оборудование. Так что в большинстве случаев я их арендую. Чаще всего, это AKG C-12 или Neumann U67, U47 или M49. Иногда я использую Telefunken 251. Причём, как правило, это v ламповые микрофоны.

Мой новый фаворит v это ламповый Audio-Tehnica AT4060. Он недорого стоит и имеет тот частотный диапазон, который мне так нравится в ламповых микрофонах. И он корректно работает с высокими давлениями звука, чего многие старые ламповые микрофоны не могут. Диапазон применения его v от шёпота до рёва. Я не люблю многомикрофонную технологию записи голоса v когда запев и припев пишутся отдельно разными микрофонами. Я предпочитаю писать песню в длину v от начала до конца, так что мне нужен микрофон, способный хорошо звучать и на тихом, и на громком звуке.

Я не всегда пекусь о хорошем звуке так, как забочусь о качестве шоу, ложащегося на ленту. Бывали ситуации, когда вокалист с SM57, находясь в аппаратной, лишь напевает, что бы показать аранжировку, а я писал его так, как будто бы он пишет чистовой вариант голоса. Потом, когда всё уже готово и мы приступаем к наложению вокала, оказывается, что в 4000-долларовый микрофон не удаётся донести ту душевность, какая уже лежит на треке, записанном в SM57. Вы, наверное, придя в студию, определите, какой именно трек прописан в SM57, но слушателям, которым нравится музыка, всё равно где и во что был прописан голос.


Vogel: Если я пишу мужской вокал, то обычно беру Neumann U47 или M49. Для женского лучше подходят AKG C-12 (в первую очередь) или, может быть, Neumann U67 или Telefunken 251. Если мне нужен микрофон для снятия мужского и женского вокала одновременно, вероятно, это будет 251, при условии, что он находится в хорошем состоянии. Мне нравятся новые RODE, так же, как новые AKG C-12VR. И Audio-Technica 4033 совсем не плох для того, что приходится делать в последнее время.

 

Обработка звука.
Chiccarelli: Так же, как вы выбираете микрофоны для записи голоса, я трачу массу времени, что бы выбрать подходящий микрофонный усилитель и компрессор. Обычно это LA-2A, реже v 1176. Недавно был один певец, который великолепно звучал в dbx160X. Он единственный не окрашивал его голос и не изменял его звучание. Etta James лучше всего прозвучала через Focusrite Red 3.

Вокал v наиболее эмоциональная часть вашей песни. Если вы не сможете вместить все эмоции в вокальный трек, тогда вообще не имеет смысла записывать песню. Так что если вы можете сделать что-либо для того, что бы соединить исполнителя и слушателя v делайте это! Если это означает использование древнего, грязного компрессора в бронированном корпусе, который может окрасить голос и добавить ему уникальности v делайте. Сейчас очень многие стараются купить старое оборудование, которое может подчеркнуть индивидуальность даже у не слишком впечатляющего исполнителя. Это не из области технологии, здесь больше непосредственно искусства, основанного на чувственном восприятии. Я использовал всё v от пассивных телефонных фильтров до гитарных примочек.

Много раз доводилось использовать модули Neve v они действительно дают жирный и гладкий звук. Если необходимо какого-то рода эквализация, я беру ламповые приборы v они звучат чище, теплее и дружественней к вокалисту. Очень хороши Pultecs и Summits. Ещё я нашёл, что с таким эквалайзером нет необходимости что-либо добавлять в треке вокала v только слегка уменьшить усиление на той частоте, где вокал мешает аккомпанементу. Вместо обычного поднятия усиления в средней-высокой части диапазона, я могу это усиление уменьшить. Это даёт мне возможность потом поднять уровень голоса в целом.


Reitzas: Моя цепочка приборов для записи вокала не меняется с годами. Это ламповый микрофон, включенный в NTI PreQ3, далее NTI EQ3, Tube-Tech CL1B. После этого я подключаю свой dB Technologies 122 A/D конвертер и с выхода подаю его непосредственно на мультитрек.

Мне повезло v большинство вокалистов, с которыми мне приходилось сталкиваться v ветераны, которые знают, как работать с микрофоном. Это значительно упрощает жизнь, когда вокалист чувствует, что надо делать, что бы ?подружиться¦ с твоим компрессором. Самая же фантастическая микрофонная техника v у Майкла Болтона.


Vogel: При записи голоса я стремлюсь к тому звуку, который звучит у меня в голове v независимо от того, как сильно он должен быть обработан. Я хочу быть уверен, когда делаю предварительный микс, что это v моя запись, и звучит она так, как я её слышу.

Мне нравится звучание перекомпрессированного вокала. На первом альбоме Alanis Morissette мы пропускали её голос через dbx 160X и далее через LA-2A. Ещё там был Empirical Labs Distressor. Glenn Ballard's studio купила два таких прибора, так что у меня по одному в каждой комнате. Сейчас дистрессор v мой дежурный прибор. Мне нравится мысль, что я могу ограничить вокал как мне угодно, и при этом у меня не возникнет ощущения пережатости звука. Если мне нужен предварительный усилитель, я беру Avalon M5. Компрессор этой фирмы то же не плох. При записи Morissette мы использовали Demeter микрофонный предусилитель v по причине того, что мы всегда использовали его при записи её голоса, да и другого тогда просто не было.

 

Устранение проблем
Chiccarelli: Свистящих в звуке всегда хватает, но при записи я стараюсь не деессировать голос слишком глубоко. В большинстве случаев эту проблему можно решить обычным эквалайзером. Для этого надо всего лишь уменьшить усиление в диапазоне 5 v 7 килогерц. Иногда я считаю полезным развести трек голоса на две линейки пульта, и отстроить их так, что бы на одной хорошо звучал основной голос, а на второй v не грассировали свистящие звуки, и в процессе сведения лишь переключать треки с помощью средств автоматизации. Это помогает избежать применения деессера, что в большинстве случаев имеет несомненную пользу.


Reitzas: В большинстве случаев я не особенно беспокоюсь о чрезмерном уровне свистящих и взрывных согласных. Такого рода проблемы всегда могут быть исправлены. Если же для вас это неприемлемо, что ж, всего лишь уменьшите усиление в низкочастотной части диапазона и в районе презенса. Я на ленте предпочитаю иметь полночастотный сигнал и бороться со свистящими лишь на стадии сведения.

Большую часть времени мой сигнал находится в цифровой форме. Когда наступает время исправления огрехов, я делаю D-to-D копию вокала на другой трек. Потом остаётся только эквалайзером добиться отсутствия частотных искажений на этом треке и включать его в нужных местах, подменяя собой основной вокальный трек. Недавно я стал обладателем Pro Tools 24 Mix+, так что, вероятно, сейчас буду заниматься исправлениями на уровне вэйвформы.


Vogel: Обычно у меня не бывает проблем с частотными искажениями, а те, что иногда случаются, я успешно решаю с помощью фильтра ВЧ или старым трюком "tape a pencil to the mic's grille".


 

Подготовка.
Reitzas: Я предпочитаю проводить своего рода ?персональное пре-продюссирование¦, что означает прослушивание прошлых записей вокалиста, если я с ним ещё не работал. Я определяю его тональность и на основе предыдущего многолетнего опыта работы приблизительно определяю тип необходимого ему микрофона. В девяти случаях из десяти я попадаю в точку с первого раза, так что когда вокалист приходит в студию, он может сразу же положить первый дубль. Это очень важно, так как обычно максимальная раскрепощённость и индивидуальность артиста проявляется именно при записи такого начального дубля. Он не обращает особого внимание на то, как он поёт и, поэтому, первый дубль v всегда самый ?честный¦. В связи с этим необходимо с первого раза угадать тип микрофона, который подойдёт ему лучше других. Хотя, конечно, иногда приходится менять микрофон, что бы проверить v а не будет ли это лучше для конкретной песни.


Chiccarelli: Самое сложное v это уловить шоу в исполнении вокальной партии, и поэтому, лучше включить запись в самый, казалось бы, неподходящий момент v когда все ещё свежие и весёлые ходят по аппаратной и серьёзно еще не приступают к самой записи. Etta James v блюзовая вокалистка старой школы, если она в нужном расположении духа, то лучше быть наготове с самого начала v первый дубль, прописанный в длину от начала до конца, обычно бывает и последним.

Я думаю, что лучшее, что вы можете сделать для исполнителя v это не тратьте его силы на микрофонные репетиции, а постарайтесь предусмотреть заранее, какой микрофон вам, скорее всего, понадобится.


 

Окончание.
Технология за последнее десятилетие ощутимо прогрессировала, но сущность записи вокала не изменилась, а столь аккуратно выполненная запись вокала, как её делают David Reitzas, Joe Chiccarelli и Chris Vogel v это отнюдь не просто движение воздуха v это движение души.


В корзине товаров: 0
На сумму: звоните