Бренды
Свежие поступления
Главная страница Полезные статьи Виды световых приборов

Виды световых приборов

17.01.2010 Автор: Андрей Мельник

Существует необъятная масса различных колорченджеров и сканеров, wash’ей и spot’ов, прожекторов, световых пультов, дым-машин – так легко заблудиться в этом море оборудования для постановочного света.


 И перед будущим организатором, собирающимся проводить различные концертные и шоу- мероприятия, встает весьма нелегкий и вполне резонный вопрос – какой свет выбрать, как не купить «лишнее» оборудование, какие приборы будут максимально удовлетворять поставленным задачам?


В приведенной ниже классификации рассматривается различное оборудование с позиций непосредственно работающего с ним человека – художника по свету.


Деление по перемещению луча в пространстве.

Сканеры

Сканер – интеллектуальный (программируемый) статичный прибор с движущимся зеркалом (призмой), перемещение зеркала вызывает перемещения луча в пространстве.

Основные характеристики:– мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо (трафарета), способ смены цвета, управляемость по DMX512.


Дополнительные характеристики:– вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол, вращение и наложение гобо, цветов и призм, скорость и угол вращения зеркала и всей зеркальной части, zoom и фокус.


Рекомендуемое применение:– "отбивка" (обозначение акцента) быстрым движением луча. Статичное освещение пространства. Создание "рисунка" сцены. Движение лучей в пространстве с разными скоростями. Следящий свет за артистами (к сожалению, применяется редко).


Не рекомендуемое применение:– освещение декораций (довольно узкий и четко очерченный луч).Как самостоятельный и новаторский прием можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве сканеров с неограниченными возможностями.


Динамические головы

Динамическая голова (световой прибор с движением корпуса) – интеллектуальный (программируемый) динамический прибор с движущимся корпусом (вращается источник света с оптической системой).


Основные характеристики:– мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), наличие и тип гобо, способ смены цвета, скорость вращения прибора и его инерционность, заливочный (wash), направленный (spot) или комбинированный тип прибора.


Дополнительные характеристики:– вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол, вращение и наложение гобо, цветов и призм, скорость и угол вращения корпуса по осям X/Y.


Рекомендуемое применение:– "отбивка" (обозначение акцента) преимущественно в статичном положении. Статичное освещение пространства. Создание "рисунка" сцены. Медленное и строго дозированное движение лучей в пространстве (к сожалению, применяется излишне часто и вытесняет сканеры). Фоновый свет, освещение декораций (к сожалению, применяется редко).


Не рекомендуемое применение:– следящий свет, частое "махание" по залу и сцене.

Голова – идеальный прибор (за исключением "накала" лампы) для создания статичных и разнообразных световых картин, движение головы – это отдельный прием, применение которого должно быть строго дозировано. Голова не должна вытеснять сканер из списка постановочных средств.


Деление по ширине луча на освещаемом объекте. Точечный и заливочный свет.

Точечный свет – высвечивание объекта или его участка относительно узким лучом различной формы и четкости границы, так называемой "точкой".


Типы приборов:


Световой прибор с профилированием луча ("профильник", spot).

Узконаправленный луч, применяемый для освещения участка площади или объекта, снабжен механической системой заслонок, позволяющей менять форму луча от традиционно круглой до многоугольной, квадратной, прямоугольной неправильной и т.п. Прожектор снабжен оптической системой, позволяющей изменять ширину и четкость луча. Световые пушки и световые пистолеты относятся к частному случаю "профильников".


В отдельных случаях "профильники" используются, как система статичных проекционных аппаратов, при наличий достаточного количества профилей можно создать очень эффектную и необычную картинку. Этот прием широко применяется в современных театрах, в концертной практике распространен не широко.


Линзовый прибор (PC) или направленный безлинзовый прибор.


Обладают неоспоримыми достоинствами. Легко меняется ширина луча, многие модели достаточно мощны и дешевы. Неправильно называются театральными. Незаслуженно забыты концертными деятелями. Идеально подходят для точечного (но довольно широкого) освещения актеров и декораций. Комплект из 20-30 мощных приборов способен в некоторых случаях заменить комплект из 100 шт. PAR 64.

Недостатки:– затруднена смена цветов и программная смена ширины луча, для регулировки яркости необходим диммерный блок.

Достоинства:– дешевизна, мягкий и широкий спектр изменения накала лампы, изменение цветовой температуры при изменениях накала лампы.


Колорченджер

рассматривается, как частный случай направленного линзового прибора с большими возможностями.

Основные характеристики– мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо, способ смены цвета, управляемость по DMX512.


Дополнительные характеристики:– вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол.

Недостатки:– так как большинство колорченджеров укомплектовано газоразрядной лампой, присутствует грубый, по сравнению с лампами накаливания, диммер и несменяемая цветовая температура.


С появлением компенсационных фильтров появляется возможность влиять в некоторых пределах на изменение цветовой температуры.

Как самостоятельный и новаторский прием можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве колорченджеров с неограниченными возможностями.


Заливочный свет

Разработана и с успехом применяется линейка колорченджеров заливочного света.

Безусловные достоинства:– заливка особо мощным ярким цветным лучом больших площадей.


Недостатки:– применениями некоторыми художниками по свету последних для упрощенного освещения декораций и музыкантов. При неправильном применении дает очень плоскую и примитивную картинку без объема и нюансов.


Кроме того, иногда достойны применения так называемые театральные светильники типа СВТГ И КЗС или их современные аналоги.


PAR – отдельный тип прибора, при применении одиночных приборов и адекватном расстоянии до объекта можно использовать, как точечный источник света. При применении нескольких приборов в одной группе, в так называемой "линейке" или "сборке" (ферме), можно использовать термин "заливка", однако все равно заливка избирательная, что позволяет высвечивать необходимые участки, игнорируя ненужные.

Достоинства:– дешевизна и простота прибора, легкость монтажа, плавно изменяемый при помощи диммера накал и цветовая температура лампы, универсальность.

Рекомендуемое применение:– отбивка акцентов, световые занавесы и плоскости, освещение актеров и декораций. Многочисленная игра нюансов в изменении накала лампы и расположении приборов. Ни в коем случае не заменяют общую заливку.


Недостатки:– при применении приборов в жестких сборках-секциях многие приборы становятся просто лишними, так как свободной направке мешают соседние приборы. Определенный выход из ситуации видится в сборке ограниченного количества приборов на трубе, которая, в свою очередь, располагается на штативе или ферме в необходимом участке.


Видеопроектор, как новейший световой прибор

Новейший арсенал художника по свету. Если относиться к видеопроектору, не как к большому телевизору на сцене, а как к универсальному, многофункциональному колорченджеру и передать его в ведение художника по свету, то мы получаем принципиально новый световой прибор, спектр применения, которого ограничен только фантазией.

 Мощный видеопроектор соединяет в себе возможности передачи любого видеоизображения от компьютерной графики, до трансляции обработанного в реальном времени лица артиста. Светить им можно практически на любую поверхность, а при развертке "на зал" луч проектора, в сценическом дыму, проходя на просвет несколько слоев черного прозрачного тюля, создает неповторимый эффект объемного стереоизображения, висящего практически в воздухе. 

Помимо этого, специально разработанная компьютерная графика с помощью видеомикшера, коммутационных устройств и носителей информации может значительно разнообразить арсенал, а в некоторых случаях и заменить "классические" приёмы и приборы. При добавлении к проектору "интеллектуального зеркала" (зеркала от сканера или привода "головы") видеопроектор превращается в чудо-прибор, соединяющий в себе мощный сканер, лазер и видеопроектор.


Деление по типу источника света.

Приборы на основе галогенных (накаливания) и металлогалогенных (газоразрядных) ламп.


Особенности подобного разделения были описаны выше. Стоит отметить еще раз, что не стоит списывать со счетов лампу накаливания (низковольтные приборы) и галогенную лампу. При соединении последней с достоинствами интеллектуального динамического света и возможностью колорченджеров возникнет возможность создания таких нюансов и оттенков в создании световых картин, что искусство художника по свету приблизится, наконец, к искусству живописца.


Деление по выполняемым функциям. Основной и вспомогательный (эффектный) свет.

Основной свет – это комплект приборов постановочного освещения, достаточно универсального применения, позволяющего решать как художественные задачи (драматургия концерта, эмоциональный настрой, темп и ритмы концерта), так и утилитарные (освещение музыкантов, декораций, музыкальные акценты, эффекты и так далее). Все перечисленные выше приборы условно относятся к основному свету, однако возможно нетрадиционное применение приборов или их групп для создания отдельных эффектов.


Вспомогательный свет – это комплект приборов постановочного освещения, предназначенный для создания всевозможных эффектов – ярких, читаемых "изюминок" концерта. В арсенале как традиционные приборы, так и эффектные лазеры, проекционные аппараты. Снеговые, мыльные машины, светодиодные трубки, приборы ультрафиолетового излучения, стробоскопы, дискотечные приборы и т.д.


Сценический дым – позволяет сделать лучи приборов видимыми. Существует сверхлегкий дым (хейзер) – практически незаметен и не утомляет музыкантов. Легкий дым – более грубый по сравнению с хейзером. Тяжёлый дым – под этим термином я подразумевается дым, который тяжелее воздуха и, как правило, стелется по земле. Создается особым типом дымогенераторов на основе углекислоты или насадками на мощные струйные дым-машины.


Несущие световые конструкции – металлические конструкции (фермы), предназначенные для монтажа на них различного светового оборудования, как правило, объемные, светлые и блестящие, заметны сами по себе. Повсеместное распространение подобных конструкций практически вытеснило декорации из практики шоу-программ.


Пульты управления


Деление по способу управления. Аналоговые и цифровые.

Аналоговые (диммерные) пульты управляют приборами или их группами при помощи изменения напряжения управления. При малом количестве приборов и отсутствии интеллектуальных приборов достойны применения из-за простоты и феноменальной дешевизны. Неудобные и малофункциональные в переносных условиях, длинные цепи управления затруднительны из-за толщины кабеля управления.


Цифровые пульты управляют любыми приборами и диммерами по цифровому протоколу, чаще всего по универсальному DMX512. Они удобны и взаимозаменяемы. Управление интеллектуальными приборами возможно только пультами этого типа или через специальные конвертеры сигналов. Провод управления заканчивается 3 или 5-тиконтактным (XLR) разъемом, тонок, практически не ограничивает расположение пульта.


Деление по количеству каналов. Дискотечные, клубные и концертные

Дискотечные пульты – как правило, примитивные консоли с "прошитым" набором типовых эффектов. В концертной практике не применяются.


Клубные пульты – профессиональные пульты среднего или малого класса, обладающие как ручным, так и программируемым управлением. Ограничены количеством DMX-каналов и малыми возможностями гибкой настройки пользовательского интерфейса. Тем не менее, некоторые удачные типы пультов с успехом применяются в концертной практике как на малых, так и на больших мероприятиях.


Концертные – профессиональные пульты среднего или высокого класса, обладающие как ручным, так и программируемым управлением, обладают большим количеством DMX-каналов и расширенными возможностями гибкой настройки пользовательского интерфейса. Универсальные.


Деление по принадлежности. Контроллеры. Динамические. Статические. Универсальные. Театральные. Компьютерные платы, Визуализаторы.


Под контроллерами можно подразумевать пульты, предназначенные для управления конкретной маркой прибора или группой приборов, фактически приложение для управления конкретным прибором, при полном отсутствии универсальности, позволяет экономить время и средства при управлении прибором и написании программ. Мобилизует скрытые возможности конкретного прибора. Может служить DMX-тестером.


Динамические – универсальные пульты, предназначенные для управления динамическим светом, с сохранением возможности управления статичным светом. Динамические функции легко доступны.


Статические – универсальные пульты, предназначенные для управления статичным светом, с сохранением возможности управления динамическим светом. Статические функции легко доступны.


Театральные и концертные пульты, как правило, взаимозаменяемые, однако применение одних более удобно в театре – последовательность сцен, простота переходов и т.п. Совмещение многих функций на одном пульте. Другие, наоборот, более удобны в концертной практике – оперативность и возможность импровизации. Большое количество многофункциональных фейдеров и кнопок.


Компьютерные платы. Визуализаторы – относительно новая область в отечественной практике. 

Фактически это те же пульты, только в виде отдельной специальной платы в ПК. Визуализаторы позволяют эмулировать процесс постановки света заранее, не выходя на концертную площадку.

Безусловно, самое перспективное направление в управлении и создании света, Однако, есть ряд ограничивающих условий – во-первых, никакойкомпьютерный рендеринг не заменит живой луч на сцене, во-вторых, надежность ПК пока больное место в компьютеризации, что несет скрытую опасность в живой работе, в-третьих, необходим совершенный ручной манипулятор программой, так как вести концерт при помощи мышки и клавиатуры довольно проблематично, в-четвертых, возникают повышенные требования к точности развески приборов на сцене.

Как промежуточный вариант можно рассматривать создание предварительных набросков дома, на компьютере, с последующим "сливом" информации в концертный пульт и внесением корректировок во время репетиции.


В корзине товаров: 0
На сумму: звоните