Ваши персональные данные (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) обрабатываются на сайте в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим — пожалуйста, покиньте этот сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку ваших персональных данных.

Бренды
Свежие поступления

Настройка барабанов

14.12.2010 Автор: Том Хенрит  

У многих, даже опытных барабанщиков возникают проблемы с настройкой барабанов, и стыдного в этом ничего нет. (Пианисты же не стесняются того, что им приходится время от времени вызывать настройщика. Хотя тоже могли бы, вооружившись ключом, забраться в рояль или пианино. Прим. переводчика.) В Америке, например, существуют целые компании, специализирующиеся на настройке барабанов. Эти компании предоставляют свои услуги студиям, производителям или музыкантам за очень приличные деньги.

Я же могу сказать, что настроить барабаны несложно, но для этого, конечно, требуется время и практика. Я предпочитаю "математический" способ, позволяющий избежать многих ошибок. О нем я расскажу несколько позднее, а сейчас перенесемся в глубину веков... Первый барабан был сделан из пустотелого бревна на один конец которого натягивалась кожа животного. (В настоящее время кожа уже почти не применяется. Мембраны изготовленные из специально разработанных пластмасс и называемые музыкантами просто "пластики" в звучании ничем не уступают натуральной коже. Более того они практически не меняют настройки при изменении температуры воздуха или его влажности. К слову сказать, барабанщики прошлых лет изрядно помучились с кожаными мембранами, постоянно их подстраивая в течении рабочего дня. Кроме того, сдирать кожу с животного для услады слуха! Прим. перев.) Первый барабан представлял из себя типичный "открытый" барабан, то есть барабан имеющий только одну мембрану. Конечно, в настоящее время мы чаще имеем дело с "закрытыми" барабанами, имеющими два пластика. Верхний пластик называют ударным, а нижний - резонансным. Назначение нижнего пластика состоит в том, чтобы создать внутри корпуса барабана сложные множественные отражения и резонансы. В результате вместо плоского, звука "открытого" барабана, барабан с двумя пластиками имеет более полный, завершенный звук. Практически качество звука закрытого барабана зависит от соотношения натяжений ударного и резонансного пластиков. Поэтому, как правило, настройка сводится к поиску соотношения, позволяющего получить звучание, устраивающее именно вас.

С верхним пластиком настроенным ниже резонансного, звук становится более длинным. Если же ударный пластик настроен выше, чем резонансный, звук имеет тенденцию к "уходу" тона вверх. Одинаковая по высоте настройка обоих пластиков дает чистый, ровный звук без "ухода" тона.

По существу имеются два основных вида настройки барабанов: EVEN (равномерная) и ODD (неравномерная, разрозненная). Мы будем иметь дело сначала с "even" так как эта настройка более подходит для закрытых барабанов и, кроме того, является основой для последующего выполнения настройки "odd".

Прежде всего пластик необходимо натянуть равномерно. Соответственно каждый регулировочный болт должен притягивать пластик к корпусу барабана с такой же силой, как и все остальные болты. Я делаю это следующим образом: первым делом закручивая все 6, 8, 10, или 12 имеющихся болтов пальцами до упора. Затем я беру ключ и закручиваю на полоборота (на 90 градусов) ближайший болт, потом перехожу к диаметрально противоположному болту и повторяю действия. Далее я, двигаясь по часовой стрелке к следующему болту, закручиваю его на полоборота, перехожу к противоположному и так далее, пока все они не будут отрегулированы. 

В результате этих действий пластик должен быть натянут равномерно, что проверяется, легким постукиванием по нему приблизительно в дюйме от края напротив каждого болта. Ноты должны быть одинаковыми. (При этом приглушайте противоположный пластик рукой.) Теперь если хотите можно изменить общую высоту барабана по схеме, изображенной на рисунке. Делать это надо, закручивая или ослабляя каждый болт на полоборота или на оборот. При этом следует иметь ввиду, что каков бы ни был диаметр барабана, всегда лучше его настроить несколько выше нежели ниже.

Я нахожу более удобным сначала установить и настроить нижний пластик, а уж затем верхний. Не существует никаких правил регламентирующих соотношение натяжений ударного и резонансного пластиков потому, что соотношение найденное вами и полностью вас удовлетворяющее, может быть с негодованием отвергнуто другим барабанщиком. Необходимо иметь ввиду, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний. Возможно, звук полученный в результате настраивания барабана с помощью метода "even", покажется вам слишком чистым и скучным, тогда используйте метод настройки "odd".

Смысл этого метода заключается во внесении некоторого беспорядка в настройку путем расстраивания одного из болтов. Это заставит пластик колебаться менее равномерно, несколько удлинит звук и добавит некоторое послезвучание к доминирующей ноте, эдакий звуковой "хвост". Не имеет значения, какой именно болт вы будете расстраивать, но для собственного удобства проще это проделывать всегда с одним и тем же болтом. Например, с тем, что расположен ближе всего к вам, когда вы играете. Этот метод настройки наиболее приемлим для настройки барабанов небольшого диаметра, так как на низких частотах эффект от расстройки практически незаметен. Я практикую такую расстройку на томах. Также я слегка расстраиваю и мой рабочий барабан, но уже несколько по другому. На рабочем барабане я чуть-чуть откручиваю два болта находящихся ближе всех к месту ударов палками. (настройка "even" необходима для бас-барабанов так как им противопоказан уход тона. При игре на барабане со свободно натянутым пластиком выражена атака и хорошо прослушивается звук удара палки о пластик. Если же натянуть пластик сильнее, станет более выраженным основной тон.)

Настройка рабочего барабана только слегка отличается от настройки тома, главным образом потому, что ударный и резонансный пластики рабочего барабана имеют разные толщины. Низкая настройка ударного пластика дает глубокий, но статичный звук. А высокая настройка ударного пластика дает звук сухой, живой и яркий. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана дает звук с основным тоном, доминирующим над звуком пружины, И соответственно, чем выше вы настраиваете резонансный пластик, тем более резким становится звук вашего рабочего барабана. При настройке рабочего барабана рекомендуется, отключив пружину, понять, каким образом натяжение резонансного пластика воздействует на общий звук. Точная регулировка натяжения пружины производится уже после того, как пластики в основном настроены. Если звук вашей пружины получился "придушенным" - значит вы ее слишком сильно натянули. Немногo ослабьте натяжение. Это даст вам качественный, звук с минимумом призвуков. Также большое значение имеет толщина пластиков. Тонкие пластики имеют подчеркнутую атаку и долгое затухание, а звук более толстых и, тем более, двойных пластиков отличается быстрым затуханием.

Между прочим, если вы устанавливаете новые пластики, важно их сначала несколько растянуть подобно тому, как растягивают гитарные струны. Барабан с надетым и натянутым пластиком ставят на пол, надавливают коленом в центр пластика и выдерживают некоторое время. Порвать пластик вам вряд ли удастся, так как материал, из которого он делается выдерживает нагрузку по крайней мере 3,900 фунтов. Я даже видел людей стоящих на барабанах чтобы растянуть пластики. Если вы собираетесь последовать их примеру, то перед тем, как взгромоздиться на барабан, хотя бы снимите ботинки!

Существует школа настройки, основанная на том, что любой барабан уже имеет свою ноту или частоту, зависящую от размера корпуса барабана и материала из которого он изготовлен. Эта нота может быть установлена путем простукивания корпуса барабана (предпочтительно с надетыми, но не натянутыми пластиками.) Эту ноту непросто определить на слух, но, воспользовавшись электронным тюнером, установить ноту на которую барабан должен быть в конечном счете настроен, не составит большого труда. (Проще определить ноту корпуса барабана со снятыми пластиками.) Установив эту ноту, необходимо настраивать барабан как можно ближе к ней. (Настройка пластиков на ту же самую ноту, что и корпус барабана создает максимальный резонанс а, полученное в результате звучание может прийтись по вкусу далеко не всем барабанщикам. Кроме того, может оказаться, что, настроив таким образом все томы, вы не сможете получить между ними желаемые музыкальные интервалы. Звукоинженеры, как правило, тоже бывают не очень рады наличию дополнительных резонансов. Прим. редактора.)

Возможно вы уже заметили, что при ударах по разным местам пластика, барабан звучит по разному. Барабан, подобно теннисной ракетке имеет место (иногда два) при ударе палками по которому, он лучше всего звучит при данной настройке. Экспериментируя, вы можете это место найти, а найдя отметить его, поставив на пластике отметку. Я всегда отмечаю подобные места и стараюсь устанавливать барабаны таким образом, чтобы при игре попадать по этим местам палками.

 

Ниже изложены высказывания некоторых известных барабанщиков о настройке барабанов. Эти музыканты согласны с общими принципами о которых говорил Bob Henrit в своей статье  и знание которых может пригодиться тем, кто интересуется настройкой барабанов. Повторим мысль Боба о том, что не существует однозначно правильного метода настройки, способного удовлетворить всех. И часто бывает, что метод найденный вами с таким трудом, применим только в музыке играемой вами, и никому более не подходит.

Некоторые из барабанщиков разработали свои системы настройки барабанов и не торопятся делиться сокровенными знаниями, обретенными методом проб и ошибок. На вопрос "Как вы это делаете?", они рекомендуют вам приобретать соответствующие навыки самостоятельно. Некоторые музыканты действительно не могут объяснить того, как они добиваются звучания своих барабанов. Так бывает: настроить могут прекрасно, а объяснить, как это делается - нет. Другие же не делают секрета из своих методов настройки и охотно делятся знаниями и опытом. Их ответы на вопрос вынесенный в заголовок, мы приводим ниже.

"Я настраиваю установку начиная с самого большого тома вверх, (особенно в установках с большим количеством томов), чтобы звук самого большого тома с был максимально низок, но без характерного рокота появляющегося, если пластик натянут слишком слабо. Я всегда настраиваю нижние пластики выше чем верхние. Люблю, чтобы томов было побольше и они окружали меня со всех сторон. Поэтому, чтобы эта батарея хорошо звучала, я уделяю особое внимание состраиванию томов между собой." Steve Holland

"Не демпфируйте ваши барабаны слишком сильно ни для занятий, ни для концерта. Часто достаточно использовать барабаны с двумя пластиками и фетровую колотушку для бас-барабана. Для рабочего барабана (если он у вас не пикколо) используйте заглушающее кольцо." Том Peroutra

"Томы: Снимите верхний пластик и равномерно настройте нижний, чтобы получить необходимую вам высоту барабана. Установите ударный пластик и натягивайте его равномерно, пока высота не станет несколько больше, чем у нижнего пластика, и не придется вам по вкусу. Устраните гармонический резонанс, ослабив дальний болт. Изменяйте высоту тона, настраивая только резонансный пластик. Закручивайте болты по схеме, которую предложил Bob Henrit - она оптимальна." Stuart Tosh

"Я всегда настраиваю мой нижний пластик на один полный тон выше ударного пластика." Milej Damjan

"Настройка ваших барабанов должна зависеть от музыки, которую вы играете. Если я собираюсь играть би-боп в трио или квартете и мне предстоит много работы щетками, я буду использовать на всех барабанах белые, шероховатые (например серии TS, RM) пластики. Томы я настрою довольно высоко, а на бас-барабан установлю два пластика. При этом постараюсь минимально демпфировать бас-барабан, чтобы звук его был гулким. Рабочий барабан я бы, напротив, задемпфировал бы достаточно для того, чтобы хорошо выделялся часто используемый при игре в этом стиле звук римшота. Также важным фактором при игре в стиле би-боп является размер барабанов. Я использовал бы 20" бас-барабан и 10" и 14"томы.
Для игры в более тяжелых музыкальных направлениях, таких как рок, поп, фанк или латин, я использовал бы закрытые томы. Отскок палки у таких томов более сильный благодаря дополнительной упругости воздуха, заключенного между пластиками, что меня очень устраивает.
Экспериментирование - ключ к успеху при настройке барабанов. Только с опытом вы достигнете желаемого звука. Если вы хотите, чтобы звук вашего бас-барабана был глубокий и "глухой", тогда вы можете попробовать поместить внутрь него подушку или одеяло. Если вы хотите получить очень жесткий звук, используйте деревянную колотушку; если вам необходим звук более мягкий, используйте колотушку из фетра.
Соответственно я настраиваю и мой рабочий барабан. Если мне предстоит играть фанк или латин, я натягиваю верхний пластик довольно сильно, но при этом увеличиваю демпфирование. В результате звук получается как бы "надтреснутым". Если я хочу получить "роковый" звук рабочего барабана, я ослабляю натяжение верхнего пластика для достижения более низкого, глубокого звука." Steve Washington

"Имейте в виду, что при поиске оптимального звука приходится довольно часто идти на компромисс потому, что иногда самый лучший звук получается только при очень интенсивном ударе, при более же слабом ударе, звук может быть далеко не так хорош, а то и просто ужасен." Pete Barnacle

"Я настраиваю нижний пластик моего рабочего барабана весьма высоко, значительно выше, чем верхний. Ударный пластик, впрочем, я также натягиваю довольно сильно. Нижний пластик я предпочитаю использовать тонкий, а наверх ставлю белый пластик с белой же точкой в центре. Для небольшого дополнительного демпфирования я использую маленький кусочек специальной демпфирующей ленты Gaffer." Zoro

"Я настраиваю и ударный и резонансный пластики на необходимую ноту в унисон. Затем слегка расстраиваю ударный пластик чтобы барабан "запел". Как правило, для этого бывает достаточно расстроить один болт." Andy Barron

"При настройке закрытых томов, я, положив ладонь на центр одного из пластиков, постукиваю около его края, чтобы услышать ноту. Затем, проделав то же самое с противоположным пластиком, я сравниваю их ноты. Обычно, я стараюсь настроить оба пластика как можно ближе друг к другу." Charlie Morgan


В корзине товаров: 0
На сумму: звоните